Борьба за кофе

Читая историю кофе в Йемене без сомнения можно утверждать, что именно йеменцы разработали систему агротехнических приемов для выращивания кофейного дерева, они занимались селекцией, отбирая и размножая наиболее урожайные экземпляры и так получилось что вывели малоурожайный, но исключительный по своему вкусу кофе сорт Мокка.

В исламской стране кофе стал альтернативой вину, которое запрещено Кораном, кофе довольно быстро приобрел статус мифического и быстро распространился в арабских странах как часть ритуала и церемоний. Лекари считали кофе целебным и прописывали его больным. Многочисленные караваны развозили кофейные зерна по всей Азии по всему исламскому миру.  Кофе стал настолько популярным в Адене — старой столице Йемена, что люди даже стали отказываться от привычки жевать кат, листьев кустарника дурманящего разум. Будучи очень популярным напитком привычка пить кофе распространилась и на другие города и достигла Мекки. В Мекке кофе поначалу использовали дервиши во время религиозных обрядах, но после кофе прочно вошел в быт горожан. Священной столицы, звезды мусульманского мира, кофе достиг около 1470 года.

Дала - арабский кофейник

Жителям Мекки настолько полюбился новый напиток, что они стали его употреблять не только из религиозных соображений но и просто так, в Мекке появились первые кофейни «кахве хане», где можно было не только выпить кофе но и развлечься или просто хорошо провести время, там можно было петь, танцевать, слушать музыку играть в игры. Кофейни стали местом куда приходили философы, мудрецы, торговы, ремесленники которые могли обсудить события или просто обменяться мнениями. Такое довольно свободное поведение вызывало беспокойство у ортодоксальных мусульман и пугало их.

Понемногу обычай пить кофе распространился на Медину, а затем и в Каир около 1510 года, в одном квартале египетской столицы жили йеменские дервиши, именно они и стали законодателями моды.

Однако ортодоксы все же стали сильно возмущаться массовым распространением кофеен, они начали резко критиковать их за якобы отвлечение от служения Аллаху, кроме того в то время арабы считали кофе вином, а это противоречило требованию ислама, запрещаещему употребление алкоголя.

В 1511 году в Мекке среди высших исламских богословов разгорелся спор о целесообразности употребления кофе, противники жаловались, что кофейни полны народа а мечети пустуют, что арабы часто пропускают обеденные и вечерние молитвы, поэтому кофе признали даже боеле греховным чем вино 🙂

Сторонники отстаивали свои слова не менее горячо и убедительно, спор был бесполезен и решения казалось что не было. Однако наместник египетского султана в Мекке опираясь на постулаты Корана, приказал закрыть кофейни и арестовать посетителей, употреблявших «черное африканское зелье». Весть об этом быстро обшла все мусульманские страны.

Но привычка осталась и люди тайком нарушали запрет и все равно пили кофе дома. Власти поняли что невозможно полностью запретить кофе, и ввели закон и налог, пить кофе возможно только в специально отведенных местах заплатив налог. Таким образом понемногу запрет был преодолен, даже после второго запрета ы 1524 году, натиск сторонников кофе остановить было нельзя. Атмосфера и обстановка кофеен настолько полюбилась народу, что невозможно было просто запретом избавиться от этого.

Став популярным, кофе прочно вошел в жизнь людей, а арабский обычай пить кофе превратился в тонкую и изощренную церемонию.

Сорт кофе из Йемена

Добавить комментарий